Аферы Подделки Криминал          Новости            Январь 2017

Домашняя Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль  2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017


Поручение Путина: криминализацию подростковой среды снизит социальная работа

Детей не научат плохому, если семья и школа будут работать сообща

 МК, 4 января 2017

Правительство России приступило к работам по предотвращению криминализации подростковой среды – соответствующее распоряжение президент страны Владимир Путин дал по итогам заседания совета по развитию гражданского общества и правам человека. До 15 февраля Правительство должно создать межведомственную рабочую группу и, возможно, обсудить возможность появления особых специалистов. Из-за чего дети на самом деле учатся плохому и как можно этого избежать, «МК» спросил у практикующих психологов.

криминализацию подростковой среды снизит социальная работа
криминализацию подростковой среды снизит социальная работа

Появятся ли в стране уникальные специалисты, которые смогут защитить подростковую среду от криминального влияния, вопрос пока открытый – точные варианты решения проблемы будут представлены не раньше 15 февраля. Однако, как отмечают практикующие педагоги и психологи, придумать что-то новое в этой сфере крайне сложно – в любом случае большая часть проблем берет начало из неблагополучия в семье и недостаточно социально-воспитательной работы в школах.

Напомним, что сейчас забота о благополучии и хорошем поведении школьников, уже обративших на себя внимание из-за тревожных «звоночков», лежит на школьных психологах, однако эта должность, к сожалению, во многих учебных заведениях оказывается лишь формальной. Как рассказала «МК» специалист школьной службы примирения, педагог-психолог Екатерина Донская, обнаружить симптомы и предотвратить их развитие можно на раннем этапе.

– Детям, которые склонны к криминальной деятельности, в большинстве случаев не хватает подлинного внимания к их личности, интереса к их нуждам и потребностям, принятия и тепла. Им не хватает этого, как от взрослых, так и от ровесников. И во многом задача взрослых заметить это и поговорить с ними по-человечески, помочь справиться. Подходят тренинги, которые должны развивать таких подростков, позволить им вернуть чувство собственного достоинства, ощущение возможности изменений в их жизни.

– Что необходимо, кроме профессионального ориентирования?

– Подростков необходимо информировать о существующих законах, об их мере ответственности за преступления и деяния. Также необходимо информировать об их собственных правах! Многие дети, совершающие преступление, плохо понимают меру своей ответственности. Многие дети совершают преступления от безысходности, от недостойного обращения с собой и непонимания, что у них есть права и можно обращаться за помощью в рамках закона, а не совершать самому преступление, чтобы выжить.

-- Это связано с ситуацией в семье?

- В значительной мере. Дети из благополучных семей обычно знают о своих правах и без проблем жалуются на родителей даже из-за незначительных оплошностей и разовых промахов. А вот дети из неблагополучных и криминализированных семей обычно не знают о своих правах, часто вообще не понимают, что с ними обращаются как-то неподобающе и плохо понимают, что в их жизни идет не так, и с этим можно бороться.

-- И как же можно помочь?

- Прежде всего, «сложные» дети не должны оказываться наедине со своими трудностями и проблемами. Они часто раньше других детей сталкиваются с экзистенциальными проблемами, а значит и с кризисами. И их нужно не просто просвещать, ими нужно по-настоящему интересоваться. Они обычно имеют какую-то свою морально нравственную систему, при этом часто чувствуют себя плохими и недостойными. Люди, окруженные криминальной средой, имеют представление, что это норма и иначе жить нельзя. Если у него криминальная семья или родители наркоманы или алкоголики и ребенок фактически является брошенным, то в большинстве случаев мы не преодолеем влияния его семьи. Если подросток уже отделился от неблагополучной семьи, но оказался в криминальной компании, и там его самые близкие люди, которых он воспринимает, как семью, как спасителей, как хороших, тех, кто обратил на него внимание и принял, успеха тоже не будет. Сделать так, чтобы подросток захотел сменить компанию, можно, но для этого у него должны появиться другие люди, с которыми он почувствует себя своим.

Однако без комплексной работы семьи, школы и профессиональных психологов не обойтись. Как объяснил в беседе с корреспондентом «МК» социальный психолог Андрей Пентин, работающий с «трудными подростками» уже много лет, корень проблемы – в том, что на Западе принято называть «социальной работой».

-- Я работаю как в обычной школе, так и в специализированной, то есть с теми ребятами, которые уже совершили правонарушение. Могу сказать, что нельзя говорить о каких-то предпосылках – мол, уже «ненормальный», и что с него взять! Это все связано с социальными, с экономическими факторами, с достатком или недостатком возможностей себя реализовать. Чаще всего правонарушения в подростковом возрасте связаны с неблагоприятной средой, и здесь не нужно искать виновных. Материальные проблемы – один из факторов, причем сильно влияющий.

-- Что могло бы помочь детям?

-- Большое количество каких-то клубов, кружков в школе для внеучебной работы, наличие в школе адекватной социально-педагогической работы психолога. Нужны практики, направленные на то, чтобы подросток становился более устойчивым, более добрым, осознавал свою роль и свою личность. Тут нужна не оценка и осуждение, а поддержка, понимание, сотрудничество. Причем как между взрослыми и детьми, так и для детей между собой.

-- То есть речь идет о воспитательной функции школы?

- Я бы сказал – о социальной функции. Эту работу можно включить, причем главное, чтобы эта работа реализовывалась по-человечески – без директив, без тотального назидания. Нужны практики понимания, поддержки, диалога. Тогда у подростка не возникнет желания искать поддержки где-то еще, в том числе в неподходящих компаниях. И, конечно, необходимо благополучие в семье. К сожалению, современный ребенок часто ни в семьи, ни в школе не получает необходимого пространства для осмысления происходящего в его жизни – при этом поддержка означает не согласие, а понимание, способность понимать подростка. Современная ситуация плоха тем, что времени на подростка не хватает ни у учителей, ни у родителей. Хотелось бы, чтобы хотя бы в одном из этих социальных институтов это было.

-- Если ребенка впервые поймали «за руку» при противоправном действии, какими должны быть адекватные действия окружающих взрослых?

- Нужен комплекс мер, связанных с социальной работой и социально-педагогической деятельностью. Я специально разделяю эти понятия: социальная педагогика – это и есть психологи в наших школах, а вот социальная работа – то, что активно развито на Западе, но чего до сих пор не хватает нам. В ней нет назидания и вертикального диалога. У ребенка должна быть возможность получить индивидуальную консультацию, пройти восстановительную терапию, разрешить конфликт в сложной ситуации. Важно, чтобы подростки приглашались к ответственности, сами признавали свою вину, а не привлекались к ней.

-- Люди старшего поколения часто винят во всех бедах социальные сети – мол, именно там детей и учат плохому. На ваш взгляд, в этом есть здравое зерно?

- Рассуждение изначально ошибочно. Социальные сети – это инструмент, они не могут быть плохими или хорошими. Научить плохому могут люди, которых подростки там встречают. Но тут нужно задуматься и задать себе вопрос: почему незнакомец в режиме онлайн вызывает у ребенка больше доверия, чем родители или школьные учителя? Почему он готов следовать каким-то странным советам незнакомца? Ведь получается, что эти «плохие люди» гораздо лучше обучены взаимодействию с детьми, чем мы сами. Вот это уже тревожный звоночек.

Дарья Тюкова

Ссылки по теме:

Назад


При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru.
При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

Copyright © А. Захаров  2000-2017. Все права защищены. Последнее обновление: 02 декабря 2017 г.
Сайт в Сети с 21 июня 2000 года